МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ
ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
Основное
назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное
межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Содержание обучения иностранным языкам
определяется следующими документами:
1. Новые государственные стандарты по иностранному
языку второго поколения. – М.:
«Просвещение», 2010.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная
школа. Раздел «Иностранный язык. – М.:
«Просвещение», 2010.
3. Примерные программы по учебным предметам.
Иностранный язык. 5-9 классы. – М.:
«Просвещение», 2010.
4. Сафонова В.В. Программа по английскому языку. 10-11
классы. М.:АСТ: Астрель, 2006
4. Положение о проведении единого государственного
экзамена (приказ Минобразования РФ от 09.04.2002 № 1306).
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным
языком: изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
Изучение
иностранного языка в школе направлено на достижение следующих целей:
·
развитие
коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
- речевая
компетенция- развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой
деятельности ( чтение, аудирование, говорение и письмо);
-
языковая компетенция- овладение языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и
ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка,
разных способах выражения в родном и иностранном языках;
-
социокультурная, межкультурная компетенция- приобщение к культуре, традициям,
реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных
этапах обучения; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в
условиях межкультурного общения;
- компенсаторная
компетенция- развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и передаче информации;
-
учебно-познавательная компетенция- развитие общих и специальных учебных умений,
универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными способами
приемами самостоятельного изучения языков культур, в том числе с использованием
новых информационных технологий.
·
Развитие личности
учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
-
формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими
как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном мире в условиях глобализации на основе осознания важности
изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в
современном мире;
При проведении
занятий по иностранному языку во 2–11-х классах осуществляется деление на две
группы (при наполняемости класса не менее 25 человек).
По
согласованию с главами администраций допускается
деление на три группы при реализации общеобразовательных программ начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих
дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по иностранному языку (при
изучении первого, основного иностранного языка) в гимназиях и школах с
углубленным изучением иностранного языка.
Обучение
иностранному языку на современном этапе нацелено на комплексную реализацию личностно-ориентированного и социокультурного
подходов к обучению иностранного языка.
Формирование
и совершенствование социокультурной компетенции в основной и старшей школе
направлено на:
·
развитие
способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей
в странах изучаемого языка;
·
формирование
навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за
социокультурных помех при общении;
·
формирование
поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимания необходимости
следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя
уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного
сообщества;
·
овладение
способами представления родной культуры в инокультурной/иноязычной среде.
Особенностями
иностранного языка являются:
- межпредметность – содержанием речи на
иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний;
- многоуровневость – с одной стороны,
необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с
аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой
– умениями в четырех видах
речевой деятельности;
- полифункциональность –
иностранный язык может выступать и как цель обучения и как средство
приобретения сведений в других областях знаний;
- речевая
направленность и ситуативность – речевую
ценность урока иностранного языка определяют его содержательное и методическое
наполнение, направленные на решение конкретных коммуникативно-прагматических
задач в условиях реального/ситуативного иноязычного общения.
При
изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, что предполагает усилить внимание на развитие
коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения предмета. Это
касается прежде всего следующих умений:
-
самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
-
участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской
работы;
-
осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках
различного типа;
-
извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
-
переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
-
отделять основную информацию от второстепенной;
-
критически оценивать достоверность полученной информации;
-
передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
-
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
выбирать тип чтения в соответствии с поставленной целью;
-
работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного,
публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику,
адекватно воспринимать язык средств массовой информации;
-
создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных
технологий.
Преемственность
при изучении иностранного языка в начальной, основной и старшей средней школе обеспечивается
посредством учета внутрипредметных связей при
формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
1.
В начальной школе создаются условия для:
-
ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому
языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в
использовании иностранного языка как средства общения;
-для
развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком формируется
элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также
элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.
2.
К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового (А2) уровня
коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов
речевой деятельности, который дает им возможность продолжить языковое
образование на старшей ступени в полной средней школе.
3.
В старшей школе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных
иноязычных умений во всех видах речевой деятельности, в том числе и в
билингвальных видах речевой деятельности (перевод) на профильном уровне.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения
в следующих пределах: 2, 3, 4-й класс –
до 25–30 минут (в течение дня), 5–9-й класс –
30–45 минут, 10–11-й класс – 45–50 минут (СанПиН 2.4.2.1178-02, п.
2.9.19).
При составлении расписания следует учитывать тот факт, что иностранный
язык является одним из сложных школьным предметов, поэтому необходимо учитывать
санитарные нормы.
При
подготовке к уроку рекомендуется учитывать организацию образовательного
пространства так, чтобы было удобно
работать в различных режимах (парах, группах, ролевые игры).
Современный
урок иностранного языка характеризуется прежде всего:
- доброжелательной атмосферой, способствующей
полноценной работе учащихся на уроке;
-
разумным соотношением времени говорения учителя и ученика в пользу учащегося;
-
интеграцией всех видов речевой деятельности с целью создания коммуникативной
ситуации;
-
разумным отбором учебного материала, который решает как учебные, так и
воспитательные задачи обучения;
- техническим
обеспечением, где прежде всего необходимо наличие аудиосредств (магнитофона);
-
использованием
интерактивных педагогических технологий, позволяющих формировать и развивать
учебно-познавательные умения и навыки: организационные, информационные и
интеллектуально-коммуникативные в режиме диалога с учителей/группой/партнером;
-
использованием
УМК нового поколения, включающих: учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения,
рекомендации для учителя и звуковое пособие на аудиокассетах или СD.
Предмет
«Иностранный язык» является практико-ориентированным, поэтому все занятия
являются практическими. В качестве
наиболее адекватных технологий обучения выступает «обучение в сотрудничестве» и
«метод проектов». Большое внимание необходимо придать здоровьесберегающим
технологиям, особенно на начальном
этапе, за счет смены активности или смены речевой деятельности с целью
предотвращения усталости школьников.
Необходимо учесть тот факт, что в
учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения:
-
стиля общения между учителем и учениками
– на смену авторитарному стилю
приходит учебное сотрудничество/партнерство;
- парные
и групповые формы работы доминируют
над фронтальными;
-
ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора
(текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя
самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в
соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу
обучения иностранным языкам личностный смысл;
-последовательно
развиваются у школьников рефлексивные умения – увидеть себя «со стороны»,
самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.
Интерактивные педагогические технологии
(ИПТ) предполагают:
·
диалоговое общение, приобретение самостоятельно добытого
пережитого знания и умения;
·
критическое мышление, умение решать проблемы, принимать
решения;
·
комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН на уровне ощущения, восприятия, мышления,
памяти и воспроизведения;
·
креативность: открытость
ума, способность видеть явление с разных точек зрения разнонаправленность и
вариативность мышления, поиск разных, в равной мере правильных решений
относительно одной ситуации;
·
учет и формирование личностных качеств и
экстралингвистических особенностей учащихся: разговорчивость/сдержанность; интравертность/экстравертность;
бескомпромиссность/уступчивость; открытость/скрытность; раскованность/самоконтроль;
дотошность/небрежность; трудолюбие/леность; уверенность/неуверенность в себе;
надежда на свои силы/ее отсутствие; честолюбие/его отсутствие; память;
интеллект и другие.
При
отборе учебного материала, используемого на уроках, следует уделять внимание их
аутентичности и ценностной значимости, для формирования у учащихся
представлений о современном поликультурном и многоязычном мире. Недопустимо
использование в учебном процессе иноязычных материалов, которые могут
сформировать у школьников искаженные представления об истории и культуре стран
изучаемого языка и России. Используемый
в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать
возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников
на каждой ступени обучения иностранным языкам.
Ознакомиться
с Федеральным списком УМК, а также с рекомендациями по вопросу выбора УМК можно
на сайтах: www.mon.gov.ru; htpp://fsu.edu.ru; htpp://forum.fsu.edu.ru
С
целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ необходимо отбирать материал так, чтобы
обеспечить:
-
применение учащимися стратегий аудирования и чтения в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи;
-ознакомление
учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов;
-ознакомление
учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с
материалами сети Интернет;
-
формирование языковой догадки;
-
совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в
коммуникативно-ориентированном контексте;
-
развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и
обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать,
принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе
речевого взаимодействия;
-
соблюдение заданных объемов выполнения коммуникативных заданий в указанное в
инструкциях время.
В
области формирования общеучебных навыков необходимо обратить внимание на то,
чтобы учащиеся внимательно читали инструкции и задания к упражнениям.
Внимательное чтение формулировки заданий способствует успешному их выполнению.
Необходимо
научить учащихся находить и понимать в тексте ключевые слова и не обращать
внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания.
В
зависимости от ступени обучения
необходимо разнообразить жанры текстов, используемых на уроках:
- для
чтения с понимаем основного содержания: газетные/журнальные статьи,
вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители;
- для чтения с извлечением
необходимой информации: зетные/журнальные статьи, вывески, объявления,
рекламы, брошюры, путеводители;
- для
чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной
литературы, газетные/журнальные статьи, научно-популярные тексты.
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 6 августа 2008 г. N 1250-р "Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений - гимназий и лицеев Санкт-Петербурга" обязательными условиями реализации образовательной программы в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении являются: для гимназий - дополнительная (углубленная) подготовка обучающихся по предметам гуманитарного профиля (литературе, истории, обществознанию и другим предметам по выбору общеобразовательного учреждения), изучение с 5-го класса двух иностранных языков как одного из условий становления культурного потенциала личности.
Для гимназий рекомендуется
введение второго иностранного языка с 5 класса с достижением базового
(общеобразовательного ) уровня с итоговой аттестацией учащихся в формате ЕГЭ.
При
выборе УМК рекомендуется руководствоваться Федеральным перечнем учебников для
школ РФ ( www.edu.ru), а также применительно к условиям обучения в
Санкт-Петербурге список дополнительной литературы по различным аспектам
обучения, прошедший апробацию и пилотирование в школах города (www.spbappo.ru).
При введении второго иностранного языка необходимо выполнять определенные
условия: иметь учителей, прошедших курсы повышения квалификации по проблеме
обучения вторым иностранным языкам, оборудованные помещения, наличие УМК.
При
организации обучения второму иностранному языку необходимо также учитывать
опыт, приобретенный учащимися при изучении первого иностранного языка. Для этого
рекомендуется учитывать ряд специфических особенностей:
1. Активно использовать сформированные общеучебные
умения, навыки и способы учебной деятельности.
2. Формировать языковые знания и умения второго
иностранного языка с учетом межъязыковой интерференции и использования приемов
сопоставления языков. ИЯ .
3. Широко использовать межпредметные связи.
4. Использовать возможности элективные курсы
предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
5. Поскольку на обучение второму иностранному языку
отводится два часа в неделю, особе значение приобретает внеклассная работа по
предмету.
Для
организации учебного процесса по иностранным языкам в соответствии с
требованиями образовательного стандарта второго поколения в школе необходимо
иметь
n Учебную программу – дидактическая модель учебного курса, в которой
определено содержание образования и способы организации его усвоения учащимися;
n Рабочую учебная программа – документ, созданный педагогом, дающий представление
о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты
государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в
данном образовательном учреждении.
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании», они определяют структуру, порядок разработки и
утверждения рабочей программы учебного курса.
Рабочая программа- нормативный документ
образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание
изучения учебного курса, предмета,
дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в
соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами в условиях конкретного
образовательного учреждения. Она является составной частью образовательной
программы образовательного учреждения.
Рабочая программа разрабатывается в целях:
-обеспечения
конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного
общего образования;
-обеспечения достижения
обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами;
-повышения
профессионального мастерства педагогов.
Обязательными структурными элементами рабочей
программы являются:
n
Титульного листа
n
Пояснительной
записки
n
Содержания
учебного предмета
n
Учебно-тематического
плана
n
Требований к уровню
подготовки обучающихся
n
Описания
учебно-методического комплекса
n
Контроля уровня
обученности
n
Литературы и
других средств обучения
n
Приложений
1. В титульном листе указываются:
- полное наименование
образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
- наименование «Рабочая программа
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______
класса (классов, параллели)»;
- годы, на которые
составлена рабочая программа;
Обязательные
грифы «Утверждена приказом
образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к
утверждению органом самоуправления с
указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата,
номер протокола).
2.В пояснительной записке
указываются:
- цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с
учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного
учреждения;
- нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа;
- сведения о программе (примерной или авторской), на
основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования,
автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании
примерной или авторской);
- обоснование выбора примерной или авторской программы
для разработки рабочей программы;
- информация о внесенных изменениях в примерную или
авторскую программу и их обоснование;
-
определение места и роли учебного
курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню
подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами;
- информация о количестве учебных часов, на которое
рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым
календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных,
лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
- формы организации
образовательного процесса;
- технологии обучения;
- механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся;
- виды и
формы контроля (согласно
уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения);
- планируемый уровень подготовки выпускников на конец
учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными
государственными образовательными стандартами, образовательной программой
образовательного учреждения;
- информация об используемом учебнике.
Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного
учреждения.
Образовательное
учреждение самостоятельно:
-
раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных
образовательных стандартах, опираясь на научные школы и учебники, учебные пособия
(из утвержденного федерального перечня);
- определяет содержание рабочей
программы с учетом особенностей изучения
предмета в классах углубленного изучения отдельных предметов, профильных
классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего
образования;
- определяет
последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и
межпредметные логические связи.
По каждой учебной теме (разделу)
указываются:
- наименование темы (раздела);
- содержание учебного материала (дидактические
единицы);
- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной
теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и
задачами образовательной программы образовательного учреждения;
- перечень
контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов
и др.).
3.
В календарно-тематическом плане:
Календарно-тематический
план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует
содержание тем, разделов.
Календарно-тематический
план разрабатывается учителем на каждый
учебный год в соответствии с рабочей программой. В нем:
-
раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы;
-
распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса,
дисциплины между разделами и темами по их значимости;
-
распределяется время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
(контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.).
( см. приложение 1- матрица учебно-тематического
планирования).
Механизмы разработки,
согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей
устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в
соответствии с нормативными правовыми актами.
В образовательном
учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
В
календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:
темы
каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
количество
часов, отведенное на изучение тем, разделов;
даты
прохождения темы, раздела;
виды,
формы контроля.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) определяются по окончании каждого учебного года, ступени
образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы
образовательного учреждения.
5. В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и
дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия,
учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения,
дидактических материалов.
Порядок разработки и утверждения рабочей программы
Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются
локальным актом образовательного учреждения.
Рабочие программы перед утверждением
должны рассматриваться органом
самоуправления, которому в соответствии
с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями, проблемными группами,
кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.), по итогам
рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к утверждению».
По итогам рассмотрения рабочих программ
органом самоуправления издается приказ образовательного учреждения об
утверждении рабочих программ.
Образовательное учреждение самостоятельно
устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.
Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в
рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления, утвердив
их приказом образовательного учреждения
Приложение1. Матрица учебно-тематического плана:
№№
|
Языковая
компетенция
|
Речевая
компетенция
|
Соцое-культурная
комп.
|
||||
Лексика
|
Грамматика
|
Чтение
|
Аудирование
|
Говрение
|
Письмо
|
||
Раздел1
|
Сфера
общения: Путешествие (8 часов)
|
||||||
Урок 1
|
Ведущий
компонент урока*
|
||||||
Урок 2
|
Ведущий
компонент урока*
|
||||||
Урок 3
|
Ведущий
компонент урока*
|
||||||
Урок 4
|
Ведущий
компонент урока*
|
||||||
Урок 5
|
Ведущий
компонент урока*
|
||||||
Урок 6
|
Ведущий
компонент урока*
|
||||||
Урок 7
|
Урок
обобщения изученного материал
|
||||||
Урок 8
|
Урок
контроля полученных знаний, навыков и умений
|
*Ведущий компонент урока представляет
собой главную цель урока
Полезные ссылки:
http://www.zakonrf.info
http://www.edu.ru
http://www.zam.resobr.ru